UX-дизайн #обзор

Что такое UX-дизайн и кто им занимается на IT-проекте

18 мая 2023 Читать ~ 10 минут

 

Понятия UX (user experience) и UI (user interface) обычно встречаются вместе. И хотя они тесно взаимосвязаны, представляют отдельные направления и разные карьеры в IT. UX-дизайн часто описывают достаточно абстрактно, и новичкам в IT сложно понять, как это работает на практике. В тоже время UX – критически важная часть любого программного продукта, а значит, и IT-специалисту необходимо понимать, что это такое и кто отвечает за UX на проекте. Вместе c бизнес-аналитиками Анастасией Гайдук, Юлией Залога и UI-дизайнером Александром Барчевским разберемся в этих вопросах и опишем этапы работы над UX.

Содержание:

1. Что такое UX и UX-дизайн

2. Этапы UX-дизайна

3. Кто занимается UX-дизайном на IT-проекте

Что такое UX и UX-дизайн

Само определение UX придумал ещё в 1993 году Дональд Норман – дизайнер, бывший вице-президент Apple. По его идее новый термин должен был объединить в себе все аспекты пользовательского опыта – от промышленного дизайна продукта, его графики и интерфейса до физического и эмоционального контакта с человеком. Важно понимать, что UX не ограничивается «юзабилити», то есть удобством использования продукта, а включает гораздо больше особенностей.

Термин UX связан не только с IT и цифровой сферой – через это понятие можно описать взаимодействие человека с любым объектом. Настя Гайдук объясняет UX на простом примере из жизни: «Представим, как вы идете из магазина к своей машине и в обеих руках держите пакеты. Лет 20 назад вам пришлось бы сначала поставить покупки на асфальт, достать ключ, открыть багажник и только потом взять пакеты снова (а заодно собрать все, что вывалилось из них) и положить в багажник. Сейчас же вам достаточно подойти к машине и провести ногой под багажником – и он открыт! Проектировщики автомобилей придумали бесключевой доступ и открытие багажника по движению ноги, ведь руки у нас могут быть заняты. Мы видим, как это решение изменило пользовательский опыт в лучшую сторону.

Пример неудачного UX – тротуарные дорожки, которые кладут под прямыми углами. Почти всегда рядом можно увидеть тропинку, потому что так людям удобнее строить маршрут. Протоптанные тропинки – доказательство того, что поведение пользователей может не совпадать с замыслом дизайнера, и тогда продукт окажется невостребованным.

UX – это концепция, которая охватывает весь путь взаимодействия человека с продуктом или сервисом, включая сам процесс использования и его результат. Однако пользовательский опыт каждого человека будет индивидуальным, поэтому нельзя создать UX, но можно продумать то, что на него повлияет. UX-дизайн – это и есть поиск и проектирование решений, которые влияют на пользовательский опыт.

Ключевая цель UX-дизайна, чтобы продукт, логика его работы отвечали запросам и потребностям пользователей. Однако есть еще и специфические задачи, которые зависят от назначения системы. К примеру, UX интернет-магазина должен отвечать коммерческим целям. И если пользователей будет раздражать многоэтапная процедура оформления заказа, то такой нюанс в UX обернется для бизнеса потерей покупателей и упущенной выгодой. При этом позитивный UX, наоборот, повышает лояльность и люди возвращаются к продукту снова. В компании Forrester, которая исследует рынок IT, считают, что хороший пользовательский опыт способен увеличить конверсию сайта на 400%.

Этапы UX-дизайна

В каждой IT-компании свои подходы и практики в UX-дизайне. При разработке нового продукта лучше, чтобы проектирование UX начиналось с самого старта и в процесс были вовлечены все стейкхолдеры. В веб-разработке UX-дизайн можно разложить на несколько этапов. Понятную концепцию предложил дизайнер Джесс Гаррет – 5 уровней UX-дизайна веб-приложения:

  • Стратегическое планирование

Разработка общей концепции – выяснение, для чего и кого создается продукт, чем решение будет выделяться и отличаться от подобных.

  • Определение требований к функционалу и контенту

Поиск решений для задач пользователей и выбор соответствующих функциональных возможностей и требований к контенту.

  • Организация структуры

Проектирование архитектуры взаимодействия и организации контента. Описание действий, которые будет совершать пользователь, и ответного поведения системы.

  • Прототипирование

Наглядное изображение структуры продукта – расположение элементов (кнопок, полей), через которые пользователь будет взаимодействовать с функционалом продукта.

  • Создание UI

 Дизайн пользовательского интерфейса – визуальное воплощение всех предыдущих этапов.

Кто занимается UX-дизайном на IT-проекте

UX и UI-дизайнер в одном лице – частый запрос на рынке труда. Один человек может заниматься сразу двумя направлениями. Но чем масштабнее разрабатываемый продукт, тем больше задач по UX и UI – и в таком случае обязанности лучше распределять между разными ролями в команде. Тем более, что сегодня в UX-дизайне делают акцент на улучшении различных процессов через использование продукта. А это требует погружения в сферу, для которой разрабатывается продукт, анализ всей отрасли и конкурентов. И это уже выходит за привычные задачи UI-дизайнера.

Специалист, который проектирует UX, в вакансиях может называться по-разному: UX/UI-дизайнер, UX-аналитик, UX-архитектор, UX-исследователь. В каждой компании будут свои требования и задачи для таких ролей. Часто навыки UX-специалиста осваивают и бизнес-аналитики. Во время сбора требований к программному решению аналитики изучают потребности бизнеса и пользователей, а понимание этих вопросов как раз и лежит в основе проектирования UX.

Бизнес-аналитик Юля Залога так описывает свою работу над UX:

Чтобы найти эффективное решение взаимодействия человека и продукта, нужно провести UX-исследование и точно определить проблему, затем сфокусироваться на конкретных «болевых точках» пользователей, сгенерировать идеи и выбрать лучшие, создать прототип и протестировать его.

UX-исследование – это сбор данных о целевой аудитории цифрового продукта, ее потребностях и поведении. Собирать информацию можно, наблюдая за пользователями, с помощью опросов, интервью и других методов. Для такой аналитической работы пригодятся междисциплинарные знания, например, из области когнитивистики, психологии, маркетинга.

После анализа собранной информации UX-специалист составляет сценарии использования продукта, а затем формулирует гипотезы, которые отвечали бы на вопросы: что особенно важно для пользователей, что им мешает и что могло бы улучшить их взаимодействие с продуктом.

Также UX-специалист создает прототип пользовательского интерфейса. Это не дизайн-макет и он может значительно отличаться от готового продукта. Прототип нужен как инструмент для проверки гипотез и пользовательских сценариев. Такой этап называется тестированием. Фокус-группа пользуется продуктом и отмечает свои впечатления, а UX-специалист сопоставляет свои предположения с их оценкой. Финальный прототип отправляется UI-дизайнеру.

UI-дизайнер реализизует продуманную логику UX в интерфейсе. Он готовит финальный вид продукта – выбирает общую стилистику, шрифты, прорабатывает детали: форму объектов, цвет, графические эффекты. Конечно, дизайнер делает интерфейс привлекательным, но в рамках всей концепции UX-проекта. В идеале UI должен быть интуитивно понятным для пользователя и не вызывать вопросов по взаимодействию, но UI-дизайнер Cаша Барчевский говорит, что все еще часто можно увидеть дисбаланс между UX и UI:

 До сих пор многие под дизайном ошибочно подразумевают лишь внешний вид и неопытные дизайнеры создают абсолютно «неюзабельные» продукты. Бывает сложно донести заказчику мысль, что дизайн, прежде чем он станет хорошим, нужно тестировать, дорабатывать, а это огромные затраты и не столь видимый процесс, как демонстрация красивых картинок.

После выпуска продукта на рынок работа над UX продолжается. Собирается фидбэк от пользователей, на основе которого можно улучшить UX. Добавление нового функционала или контента также требует оценки UX-дизайнера.

С развитием технологий активно меняются привычки пользователей, поэтому сегодня сфера UX очень динамична. У UX-дизайна появляется все больше задач и областей применения. Не так давно к графическим интерфейсам в приложениях прибавились голосовые – и это новая среда взаимодействия человека с продуктом, которую осваивают UX-специалисты. Но неизменным в UX-дизайне всегда останется ориентированность на человека, его потребности, интересы и эмоции.