Содержание:
1. Адаптация к работе из дома, переработки и новые привычки
2. Онлайн-коммуникация, продуктивность и плюсы работы из офиса
3. Режим дня на удаленке и отношения со временем
4. Возвращение в офис и возможность периодически работать из дома
В период коронавируса дистанционная работа превратилась в необходимость для многих компаний по всему миру. Для некоторых сфер бизнеса это стало первым подобным экспериментом. Для IT-компаний, где и так работа основана на цифровых технологиях и часто встречаются распределенные команды, переход на удаленку оказался менее болезненным. И все же IT-специлистам, которые трудились в офисе, неожиданно пришлось привыкать к новым условиям. Вопреки предубеждениям, продуктивность сотрудников на удаленке не падает, а даже может вырасти. Возможно, что после карантина бизнес станет лояльнее к работе из дома. Например, Марк Цукерберг уже сказал, что в Facebook за 5-10 лет переведут на удаленку около половины всех специалистов. Технологические компании Twitter и Square также оставят для сотрудников возможность работать вне офиса.
Специалисты нашей IT-компании уже два месяца работают из дома. Мы решили узнать, как проходила их адаптация к удаленке, как изменился подход к работе и хотят ли они вернуться в офис. Своими впечатлениями поделились Project Manager Максим Ковалев, Senior Business Analyst, Lead UX/BA Specialist Валерия Сырокваш и Senior .Net Developer Иван Пранович.
Максим: Когда мы перешли на удаленку, я стал замечать, что работаю уже не 8 часов, а 10-12. Я привык, что дома отдыхаю, что это такое место, куда я возвращаюсь после офиса. А на удаленке пространство для отдыха превращается в пространство для работы. На неделе третьей удаленки баланс между работой и личной жизнью был нарушен капитально, и потребовалось время, чтобы адаптироваться. Например, я начал разграничивать свою квартиру на зоны работы и отдыха. Я работаю только на кухне и приучаю себя к тому, что, если мне нужно открыть корпоративную почту, то я иду именно туда.
Лера: Раньше я удаленно не работала, если только несколько дней в командировке. Из офиса ты выходишь вечером и до завтра про работу не думаешь. А на удаленке поначалу было очень сложно встать и «уйти» с работы. Так, первые недели я работала часов до 9 вечера: думала, а пойду доделаю еще что-нибудь. Стало сложно разделять время на рабочее и личное, и появилось ощущение, что я постоянно на работе. Потом, недели через две, я приучила себя в 7 вечера уходить от компьютера. Помогло то, что я начала бегать по вечерам, а световой день был еще не такой длинный, и если ты поздно выйдешь на пробежку, то будет уже темно и значительно прохладнее.
Иван: Разработчику довольно просто перейти на дистанционную работу. Нет каких-то ограничителей, кроме тех проектов, где необходимо по требованиям информационной безопасности работать только из офиса. Однако, когда резко переходишь на удаленку, не получается разграничить домашнее пространство. Тогда все смешивается: и работа, и личная жизнь – и уже сложно ментально отдыхать. Мне также потребовалось время, чтобы перестроиться и привыкнуть к новому формату работы. Например, у меня в квартире есть стоячее рабочее место, чтобы можно было не проводить весь день сидя.
Максим: В первые недели, когда я стал работать слишком много, качество стало падать. Как только наладил нормальный режим, то и продуктивность вернулась к обычному уровню. К одному из своих проектов я присоединился незадолго до того, как мы перешли на удаленку. Тогда важно было наладить первичную коммуникацию в команде. В офисе можно было сразу подойти к человеку с вопросом, а сейчас нужно написать и дождаться ответа. Коммуникация стала растягиваться, поэтому я начал активнее использовать свой календарь, больше делать заметок после каждого митинга. В итоге дистанционная работа стала даже более упорядоченной, чем офисная.
Обязанности менеджера – это не только распределение задач, но и профилактика профессионального выгорания, мотивация специалистов. Менеджер проектов ответственен за команду и ее продуктивность. В этом плане дистанционную работу строить сложнее, потому что разработчики превращаются просто в исполнителей. Чтобы этого избежать, хотя бы раз в 2 недели уделяю 10 минут разговору с коллегой по команде: спрашиваю, как у него дела, комфортно ли ему на удаленке. Именно живого общения действительно не хватает. Приходится компенсировать это большим количеством встреч в скайпе.
Лера: Для меня как для бизнес-аналитика ничего существенно не поменялось. Удаленка на качестве работы не отразилась: со мной все тот же компьютер и те же самые задачи. Продуктивно дома работать ничто не мешает, хотя есть и свои нюансы. Если с мужем совпадают созвоны, то кто-то просто уходит в другую комнату. Два наших кота постоянно рядом: во время митинга один может орать на фоне, а другой – залезть на колени и урчать в микрофон.
Когда митинги перенеслись в онлайн, неожиданно получилась экономия времени. Какие-то вопросы стали быстрее решаться, некоторые митинги превратились в письма и в целом коммуникация теперь проходит эффективнее. Но все же минус удаленки в том, что не хватает живого общения. Мы с коллегами иногда созваниваемся после работы, чтобы поговорить и обменяться новостями.
Иван: Моя продуктивность на удаленке упала. Думаю, что дистанционная работа все же менее эффективна, чем если собрать команду в одном месте. Часто критикуют open space за шум и отсутствие личного пространства, но все равно это не перебивает всех плюсов офисной работы. В онлайн сложно перенести живое общение и ту атмосферу, когда все вместе работают. Дома нет этого эффекта присутствия коллег. Конечно, происходят созвоны с командой и общение в чатах, но это занимает максимум 5 процентов рабочего времени, а в офисе ты постоянно в кругу коллег.
Максим: Раньше удаленка ассоциировалась с тем, что ты работаешь где угодно и как угодно в удобное тебе время. Акцент был на слове «удаленно», а не «работа». На самом деле, хотя и дистанционно, но ты работаешь за компьютером по обычному графику. А чтобы не перерабатывать, но при это все успевать, советую планировать активности на день и стараться не уклоняться от этого графика. Сейчас мне уже удается оставлять время на личную жизнь и какие-то другие активности. Например, я менеджерил одну из волонтерских команд минского Hackerspace, которая помогала врачам. Хотя изначально это было очень непросто, потому что сильно с работой пересекалось и времени на все не хватало.
Лера: Мой график работы не изменился – просто перешел в онлайн. Мы так же проводим утренние стендапы с командой, просто теперь в скайпе. Свободного времени больше не стало – мы же по-прежнему работаем по 8 часов. Правда, уже не нужно тратить время на дорогу до офиса и домой, и сэкономленный час можно посвятить «хвостам» – каким-то договоренностям, до которых раньше все не доходили руки. Или просто поспать.
Иван: Мой график изменила не удаленка, а переход на американский проект и разница во времени с клиентом. В такой ситуации, тем более при дистанционной работе, лучше придерживаться постоянного режима дня. Чтобы наладить его, я использую различные психологические якоря, например, по расписанию в определенное время включаюсь в работу и выхожу из нее.
Максим: Если раньше удаленка воспринималась как преференция, и менеджеры сомневались по поводу продуктивности сотрудников вне офиса, то сейчас пришло понимание, что из дома можно нормально работать. В нынешних условиях доставляет дискомфорт не столько удаленная работа, сколько социальная изоляция. В перспективе я бы хотел иметь возможность периодически работать из дома.
Лера: Продолжать постоянно работать из дома я бы не хотела. На удаленке не хватает социальной жизни, людей вокруг. Уже хочется снова наряжаться, сходить на обед или на кофе с коллегами. Сейчас удручает не столько отсутствие привычной офисной работы, сколько отрыв от друзей. Но после возвращения в офис поработать день-два в неделю из дома стало бы отличной возможностью.
Иван: Я хотел бы иметь возможность работать дистанционно, хотя бы раз в неделю. Во многих зарубежных компаниях позволяют работать по пятницам из дома. Мои европейские друзья пользуются этим правом.